Что касается Леонардо да Винчи, то о нем известно, что, когда в 1482 г. он добивался должности при дворе Лодовико Моро, прежде всего сообщил о своих достижениях в технической сфере: «Я умею делать мосты, очень легкие, прочные… Я знаю, как при осаде неприятельского города спускать воду изо рвов… Я знаю способ, как разрушить любую крепость… Я умею также отличать пушки, очень легкие и легко переносимые… я знаю способы, как путем подкопов и извилистых подземных ходов, бесшумно проложенных… я могу сделать закрытые безопасные непроницаемые колесницы, со своей артиллерией…» Затем, обращаясь к своим мирным занятиям, Леонардо уточняет: «Думаю, смогу не хуже всякого другого быть полезным в постройке общественных и частных зданий и в переброске воды из одного места в другое». И только после того, как он перечислил эти свои таланты, живописец, написавший «Джоконду», добавил: «Также я могу выполнять скульптурные работы из мрамора, бронзы и гипса, а также как живописец могу не хуже всякого другого выполнить какой угодно заказ» 124.
Письмо (оригинал утрачен) и заметки великого флорентийца способствовали созданию легенды. Еще совсем недавно Леонардо почти единогласно изображался как универсальный инженер, гениальный изобретатель и великий провидец. В совсем свежем исследовании можно прочитать: «Если пролистать страницы „Атлантического кодекса” и других его сочинений, то можно найти ошеломляющие проекты, соответствующие современности, головокружительные открытия, предвосхищающие наше время, интуицию в области механики, которые нас заставляют восторженно говорить о чуде. Станки, колесные корабли, автомобили, аэропланы, парашют, подводная лодка, механический ткацкий станок — все эскизы этих современных изобретений и многие другие впервые находят в творчестве Леонардо». Работы Б. Жиля, на которые мы опирались в этой книге, не позволяют больше разделять подобные утверждения, поскольку он переместил Леонардо в его историческое время. На самом деле он не был первым из инженеров Ренессанса, которые принадлежали к двум большим школам, немецкой и итальянской. Небезынтересно напомнить, что само понятие «инженер» впервые было использовано Саломоном де Каусом в начале XVII в., и первоначально его употребляли применительно к специалисту в военной технике. Итак, инженеры Ренессанса были прежде всего специалистами по изготовлению оружия — наступательного или оборонительного, это, кроме Леонардо, немцы. Они в равной степени были специалистами и по гидравлике и архитекторами. Тем не менее итальянцы чаще, чем их немецкие собратья, демонстрировали любознательность — отсюда и интерес да Винчи к любым видам механизмов.
Леонардо не был гением изобретательства, и его идеи не были универсальными. Его инженерные способности теперь, когда намного лучше стала известна деятельность его предшественников, уже не кажутся столь исключительными. Его знания в военной области «не опережали своего времени» (К. Кларк). Лафеты для артиллерийских орудий, орги, или пушки с несколькими стволами, были известны и раньше, они появляются уже в «Bellifortis» Киезера. «Осадные повозки», за исключением отдельных деталей, уже встречались в чертежах предшественников Леонардо. Подъемные машины восходят к ранней Античности. Чертежи морского оснащения уже были известны, главным образом из трудов Франческо ди Джорджо, а колесное судно с боковыми лопастями, вероятно, знакомо с римских времен. Конечно, упорные исследования Леонардо в области фортификации дали возможность снижать высоту стен и использовать бастионы, что было предопределено возраставшим использованием артиллерии, — речь идет о тенденции, которая для данной эпохи являлась всеобщей. Как архитектор-градостроитель Винчи был не талантливее Альберти или Браманте, элементы конструкций, которые у него находим: двойные краны, аппараты с бесконечным винтом или кремальерами для подъема колонн, — ранее упомянуты в трактате Франческо ди Джорджо. А сиенский инженер был главным образом специалистом в военных вопросах, Леонардо же больше специализировался по гидравлике; по наказу Сфорца он проектировал осушение области Виджевано, предложил улучшить течение реки Адды; кроме того, он создал проект укрепления Арно и в какой-то момент подумывал над мелиорацией Понтинских болот. Его чертежи показывают, что он особенно изучал механизмы, необходимые для прорытия каналов, но они не отличаются особой оригинальностью. Он ничего не усовершенствовал в насосах, а чертежи шлюзов с подвижными воротами встречались уже в сочинениях Альберти.
Письмо (оригинал утрачен) и заметки великого флорентийца способствовали созданию легенды. Еще совсем недавно Леонардо почти единогласно изображался как универсальный инженер, гениальный изобретатель и великий провидец. В совсем свежем исследовании можно прочитать: «Если пролистать страницы „Атлантического кодекса” и других его сочинений, то можно найти ошеломляющие проекты, соответствующие современности, головокружительные открытия, предвосхищающие наше время, интуицию в области механики, которые нас заставляют восторженно говорить о чуде. Станки, колесные корабли, автомобили, аэропланы, парашют, подводная лодка, механический ткацкий станок — все эскизы этих современных изобретений и многие другие впервые находят в творчестве Леонардо». Работы Б. Жиля, на которые мы опирались в этой книге, не позволяют больше разделять подобные утверждения, поскольку он переместил Леонардо в его историческое время. На самом деле он не был первым из инженеров Ренессанса, которые принадлежали к двум большим школам, немецкой и итальянской. Небезынтересно напомнить, что само понятие «инженер» впервые было использовано Саломоном де Каусом в начале XVII в., и первоначально его употребляли применительно к специалисту в военной технике. Итак, инженеры Ренессанса были прежде всего специалистами по изготовлению оружия — наступательного или оборонительного, это, кроме Леонардо, немцы. Они в равной степени были специалистами и по гидравлике и архитекторами. Тем не менее итальянцы чаще, чем их немецкие собратья, демонстрировали любознательность — отсюда и интерес да Винчи к любым видам механизмов.
Леонардо не был гением изобретательства, и его идеи не были универсальными. Его инженерные способности теперь, когда намного лучше стала известна деятельность его предшественников, уже не кажутся столь исключительными. Его знания в военной области «не опережали своего времени» (К. Кларк). Лафеты для артиллерийских орудий, орги, или пушки с несколькими стволами, были известны и раньше, они появляются уже в «Bellifortis» Киезера. «Осадные повозки», за исключением отдельных деталей, уже встречались в чертежах предшественников Леонардо. Подъемные машины восходят к ранней Античности. Чертежи морского оснащения уже были известны, главным образом из трудов Франческо ди Джорджо, а колесное судно с боковыми лопастями, вероятно, знакомо с римских времен. Конечно, упорные исследования Леонардо в области фортификации дали возможность снижать высоту стен и использовать бастионы, что было предопределено возраставшим использованием артиллерии, — речь идет о тенденции, которая для данной эпохи являлась всеобщей. Как архитектор-градостроитель Винчи был не талантливее Альберти или Браманте, элементы конструкций, которые у него находим: двойные краны, аппараты с бесконечным винтом или кремальерами для подъема колонн, — ранее упомянуты в трактате Франческо ди Джорджо. А сиенский инженер был главным образом специалистом в военных вопросах, Леонардо же больше специализировался по гидравлике; по наказу Сфорца он проектировал осушение области Виджевано, предложил улучшить течение реки Адды; кроме того, он создал проект укрепления Арно и в какой-то момент подумывал над мелиорацией Понтинских болот. Его чертежи показывают, что он особенно изучал механизмы, необходимые для прорытия каналов, но они не отличаются особой оригинальностью. Он ничего не усовершенствовал в насосах, а чертежи шлюзов с подвижными воротами встречались уже в сочинениях Альберти.