Ренессанс
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Вы не подключены. Войдите или зарегистрируйтесь

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз  Сообщение [Страница 1 из 1]

Fortuna

Master of destiny
Fortuna
Убранство одежды, т. е. ее отделка каймой и шитьем, точно так же как и ценность самой ткани приобретали все большее значение. Украшение одежды становилось все изящнее.

Помимо разных сортов тонкого сукна, доставляемого в основном из Флоренции (этим занимались в середине XIV в. не менее 30 тысяч рабочих), увеличился спрос и на гладкие и узорчатые шелковые ткани, изготовлявшиеся в Палермо, Луке и Венеции, притом самых дорогих цветов — особенно пурпурно-фиолетового и ярко-красного. Популярны были также льняные ткани, производившиеся в Италии.

Из сказанного видно, что около конца столетия костюм знатной молодежи, преимущественно в Ломбардии, состоял из шелкового или суконного нижнего цветного платья с узкими рукавами: верхнее платье, открытое или плотно застегнутое, сшитое из шерстяной, шелковой или бархатной материи, пестрой или узорчатой, с широкими и длинными, но чаще короткими рукавами, было непременно опушено мехом.

Наряд дополняли узкие панталоны, обтягивающие также и ступню, поверх которых надевались вторые, контрастного цвета, тоже довольно узкие, доходящие до колен, в большинстве случаев сшитые из шерстяной материи, нередко вышитые шелком, серебром и бисером. Башмаки или короткие сапоги отделывались пуговицами и имели заостренные носки.

Плащ, застегнутый спереди или сбоку, доставал до пят и был подбит или опушен мехом. Капюшон с длинной заостренной верхушкой иногда заменяла шапка с вытянутыми вперед полями, украшенная кокардой.

Из украшений были цепочка из позолоченного серебра, жемчуг, кораллы и кольца. Волосы были умеренно длинными, борода бритой, а бакенбарды округленными.

В то же время появилась мода на двуцветную одежду («ми-парти»), особенно в таких городах, как Флоренция, Болонья, Милан, Генуя и т.д. Она распространилась преимущественно в кругу знатной молодежи.

В женском костюме отклонение от древнеримских фасонов было заметно прежде всего по верхней одежде. У мужчин прообразом такой одежды была туника, а у женщин — волочащаяся стола, начавшая изменяться довольно рано, при этом не потеряв своей первоначальной формы. Эта одежда осталась в употреблении даже тогда, когда появилась новая мода, но ее, как и мужскую тунику, стали кроить так, чтобы она плотнее прилегала к телу и теснее обхватывала шею. Рукава ее, согласно древнему обычаю, были довольно короткие и умеренно широкие.

В таком виде, часто неподпоясанной, эту одежду носили до конца следующего столетия (рис. 7). 

Костюм знати (Герман Вейс, История культуры народов мира) 5c4587c55f8ft Костюм знати (Герман Вейс, История культуры народов мира) Dec669afaeeatКостюм знати (Герман Вейс, История культуры народов мира) 00e486c824cet

Нижнее одеяние, соответствовавшее древнеримской тунике интериор, долгое время выполняло функции нижнего белья, пока верхнюю одежду не начали укорачивать и разрезать так, что сквозь нее проглядывала нижняя.

С давних пор характерные для этой одежды длинные и узкие рукава, подобно рукавам на мужской одежде, остались без изменения и почти не выходили из моды. (Рис. 9)

Изменения, произошедшие в верхней одежде до последней трети столетия, за исключением вышеупомянутого разреза и уменьшения длины, главным образом состояли в том, что одежда эта стала уже, а ворог или глубже, пли поднимался кверху. В последнем случае его обычно обшивали стоячим воротником.

Fortuna

Master of destiny
Fortuna
Укорачивание и разрез в это время делались спереди или сбоку, вниз от талии. Разрез обшивался по краям нарядной каймой и при желании мог застегиваться па пуговки. В отличие от закрытой волочащейся одежды эти распашные платья делали с узкими цельными рукавами, которые вдоль заднего шва обшивались такой же каймой (рис. 9, б).

Закрытые широкие верхние платья с поясом одевали только пожилые женщины. Остальные носили их совсем свободно, иногда даже без пояса, иногда для удобства подбирая на пояс и затем опуская через него в виде обширного буфа (рис. 9, в, г). Так было принято в основном среди женщин средних сословий, да и то лишь для домашнего платья.

Знатные дамы не только позволяли своей длинной одежде волочиться по полу, несколько приподнимая ее при ходьбе, но даже еще больше удлиняли подол, несмотря на протест со стороны духовенства против шлейфов. Открытые и короткие одежды обычно имели узкие рукава, а закрытые — широкие.

До середины столетия рукава имели очень простой покрой: то в виде длинных полурукавов различной ширины, то умеренно длинных широких рукавов, плотно прилегающих у кисти, то очень широких, доходящих иногда до земли. Позже к существующим фасонам прибавились узкие короткие полурукава и цельные рукава, которые у плеч были довольно широки и постепенно суживались к кисти. Для того чтобы удобнее было их надевать, внизу на заднем шве делался разрез и пришивались пуговицы для застежки.

В тex случаях, когда нижнее платье виднелось из-под верхнего (как при распашных платьях), оно богат украшалось. Верхнее платье, разумеется, было еще роскошнее. В зависимости от средств оно было шерстяным, шелковым или бархатным, цветным, узорчатым или гладким. Его украшали пестрым шитьем и обшивали внизу широкой опушкой из дорогого меха.

Пояс в виде ленты, шитый или в металлической оправе, чаще всего довольно длинный, служил главным украшением костюма и являлся почти самой ценной вещью во всем одеянии.

Верхней одеждой теперь, как и прежде, служил плащ, застегивавшийся на груди пряжкой или не застегивавшийся вовсе. Впоследствии такие плащи стали делать с отложными воротниками (рис. 8 ) или без воротника, но с застежками от ворота до середины груди. Ширина и длина плащей также увеличилась настолько, что плащ, как и вся верхняя одежда удлинился в объемный шлейф (рис. 11)

Плащи в зависимости от сезона обычно шили из толстой или тонкой шерстяной ткани. Иногда летние плащи шились из шелка ярких цветов и отделывались каймой, а зимние украшались меховой опушкой. Кроме обычных старинных головных уборов, состоявших из вуалей различной длины и ширины, пестрых или одноцветных, обвивавших голову и шею, а также из головных повязок с широкими наушниками, шапочек, плоских шапок и т. п., вошли в моду, в ост юн ном среди молодежи, очень красивые и ценные головные сетки и пе менее нарядные круглые чепцы, которые иногда надевали вместе с вуалью, что составляло очень красивый головной убор. Пожилые женщины носили капюшоны, подобные мужским, с удлиненной и загнутой верхушкой.

Волосы продолжали носить то покрытыми, то распущенными или же слегка подрезанными (рис. 8; рис. 9 , в, г). Любимой прической молодых женщин были косы, заплетенные довольно низко и приподнятые вдоль щек кверху, где они скреплялись посреди лба, или же заплетенные высоко и закрученные на затылке (рис. 7: рис. а, б). Для украшения в косы вплетались шнурки.

В ношении перчаток женщины не отставали oт мужчин, а в дорогих украшениях даже превзошли их. По этой причине власти в некоторых городах, сознавая свое бессилие в противодействии такой моде, решились сделать маленькую уступку и наряду с запрещением дорогой отделки жемчугом, золотым и серебряным шитьем издали постановление, разрешавшее как минимум два кольца, пояс с 12 серебряными пряжками и другие украшения.

Fortuna

Master of destiny
Fortuna
В употреблении косметических средств, в особенности румян, женщины перешли нее границы, злоупотребляя ими назло духовенству. Этим особенно прославились флорентийки. В гаком виде женский костюм сохранился почти до конца столетия. Только после того, как обыватели свыклись с изменениями в мужской одежде, женщины постепенно решились изменить и свою.

Что касается верхнего платья (симарра), то его постоянно суживали. В результате оно стало плотно обхватывать верхнюю часть туловища до талии, ворот начали делать глубже или вырезать прямоугольником, который оставлял закрытыми только плечи. Эта форма выреза по французским образцам была изменена в треугольную; платья с треугольным вырезом, доходившим до талии, назывались киприан и вошли в моду не ранее конца столетия.

Шею оставляли открытой или закрывали прозрачным платком, а вырез прикрывали нарядным нагрудником. Юбка симарры, которая кроилась вместе с лифом, делалась различной длины и ширины и спереди была открытая или закрытая. В высших сословиях ее носили очень широкой, с длинным шлейфом, иногда подпоясанной, иногда без пояса. Шлейфы впоследствии удлинились, платье же по фасону не изменялось, а только становились роскошнее материя и отделка.

Итак, одежда знатных женщин и девиц к концу столетия состояла главным образом из нижнего платья с узкими рукавами, поверх которого надевалось второе, более широкое и длинное, чаще всего пурпурного цвета, сшитое, в зависимости от средств, из тонкой шерсти, шелка, бархата или парчи. Широкие и длинные рукава с разрезом внизу обычно были отделаны шитьем и жемчугом.

Ворот обшивался гофрированной оборкой из тонкой материи или парчи. Пояс из позолоченного серебра был унизан жемчугом. Пальцы украшались золотыми кольцами, а запястья - коралловыми или янтарными четками. Волосы, если их носили непокрытыми, были заплетены в пышные косы. На голову накидывалось белое покрывало из шелка или тончайшей шерсти.

Молодые женщины носили верхнее платье фасона киприан с глубоким и широким вырезом на груди. Женщины постарше предпочитали тот же фасон, только закрытый, а на голове носили чепчики, украшенные жемчугом и кружевами, переплетенными с золотом. Накидка (плащ) делалась обычно длинной и широкой, а молодежь носила ее короче и уже.

Рис 14 а и б

В начале XV в. мужская одежда принимает иной характер. Различные особенности костюма, так быстро распространившиеся, все больше удалялись от прежней простоты. До этого времени еще придерживались унаследованных форм, но внешние обстоятельства, например отношения с Германией и Францией, повлияли на то, что иностранным образцам стали подражать все чаще.

Хотя прежние фасоны не были полностью уничтожены, в мелочах они подверглись значительным изменениям. Независимо от перемен, произошедших в существующей одежде, к ней присоединились и новые фасоны, которые превзошли своей странностью все существовавшие тогда во Франции и даже Германии. Хотя власти во всех главных городах постоянно возобновляли постановления, направленные против модных излишеств, они оставались безрезультатными. Их обычно читали, платили назначенный штраф, а затем, не обращая на них внимания, поступали по собственному усмотрению.

Мужская одежда по основным своим фасонам делилась на два главных вида: мало отличавшаяся от прежних простых форм относительно длины и ширины, а также и относительно всего остального; и противоположный первому тип узкой, плотно обтягивающей все тело одежды. Между этими двумя крайне противоположными покроями выработалось множество средних, приближавшихся к тому или к другому виду.

Все сказанное больше касалось верхнего и нижнего кафтанов, чем всей остальной одежды, которая хотя и подверглась некоторым изменениям, в сущности осталась прежней. Длинная и широкая одежда как в целом, так и в деталях меньше всего подверглась преобразованиям. Изменения ее были несущественны и касались только мелочей отделки, длины и ширины одежды, увеличивавшихся соответственно чину и званию носившего ее лица.

Fortuna

Master of destiny
Fortuna
Нижняя одежда и дальше изменялась лишь в длине, доходя иногда до пят, и форме ворота, который вырезался в виде четырехугольника или делался на застежках. Верхнюю одежду, напротив, никогда не носили короче, чем до ступней, а иногда она делалась даже длиннее. Вокруг порога ее обшивали стоячим воротником или пелериной с гофрированной оборкой (брыжами), капюшоном или обходились без него (рис. 10, б, в). Дальнейшие ее особенности сводились к обшивке краев различной каймой или меховой опушкой, а у распашных одежд — густым рядом пуговиц. Рукава оставались без изменения.

Широкая и длинная одежда знатных, но не служащих лиц сохранила свою прежнюю форму. Только нижний кафтан чаще стали укорачивать до колен, а верхний, независимо от изменений в длинных и широких, мешкообразных и висячих рукавах, стали делать или еще шире, или же, соответственно моде, значительно уже. Так продолжалось до конца столетия, пока снова в моду не вошла широкая одежда, безрукавная или с проймами для рук, накидывавшаяся вроде древней тоги.

Приблизительно около 1470 г., в подражание французскому официальному костюму, в употребление все больше стала входить одежда, состоявшая из нижнего кафтана умеренной ширины и из верхнего кафтана, более узкого и распашного спереди. Оба из них доходили до пят (рис. 12, а, б). Эти верхние кафтаны отличались от французских и старинных тем, что старинные сохранили все прежние фасоны рукавов с самыми незначительными изменениями. Перемены эти состояли в том,  что широкие и открытые спереди рукава делались с одним или несколькими разрезами вдоль переднего шва, обшивались по краям широкой каймой или отделывались высечкой.

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу  Сообщение [Страница 1 из 1]

Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения