Убранство одежды, т. е. ее отделка каймой и шитьем, точно так же как и ценность самой ткани приобретали все большее значение. Украшение одежды становилось все изящнее.
Помимо разных сортов тонкого сукна, доставляемого в основном из Флоренции (этим занимались в середине XIV в. не менее 30 тысяч рабочих), увеличился спрос и на гладкие и узорчатые шелковые ткани, изготовлявшиеся в Палермо, Луке и Венеции, притом самых дорогих цветов — особенно пурпурно-фиолетового и ярко-красного. Популярны были также льняные ткани, производившиеся в Италии.
Из сказанного видно, что около конца столетия костюм знатной молодежи, преимущественно в Ломбардии, состоял из шелкового или суконного нижнего цветного платья с узкими рукавами: верхнее платье, открытое или плотно застегнутое, сшитое из шерстяной, шелковой или бархатной материи, пестрой или узорчатой, с широкими и длинными, но чаще короткими рукавами, было непременно опушено мехом.
Наряд дополняли узкие панталоны, обтягивающие также и ступню, поверх которых надевались вторые, контрастного цвета, тоже довольно узкие, доходящие до колен, в большинстве случаев сшитые из шерстяной материи, нередко вышитые шелком, серебром и бисером. Башмаки или короткие сапоги отделывались пуговицами и имели заостренные носки.
Плащ, застегнутый спереди или сбоку, доставал до пят и был подбит или опушен мехом. Капюшон с длинной заостренной верхушкой иногда заменяла шапка с вытянутыми вперед полями, украшенная кокардой.
Из украшений были цепочка из позолоченного серебра, жемчуг, кораллы и кольца. Волосы были умеренно длинными, борода бритой, а бакенбарды округленными.
В то же время появилась мода на двуцветную одежду («ми-парти»), особенно в таких городах, как Флоренция, Болонья, Милан, Генуя и т.д. Она распространилась преимущественно в кругу знатной молодежи.
В женском костюме отклонение от древнеримских фасонов было заметно прежде всего по верхней одежде. У мужчин прообразом такой одежды была туника, а у женщин — волочащаяся стола, начавшая изменяться довольно рано, при этом не потеряв своей первоначальной формы. Эта одежда осталась в употреблении даже тогда, когда появилась новая мода, но ее, как и мужскую тунику, стали кроить так, чтобы она плотнее прилегала к телу и теснее обхватывала шею. Рукава ее, согласно древнему обычаю, были довольно короткие и умеренно широкие.
В таком виде, часто неподпоясанной, эту одежду носили до конца следующего столетия (рис. 7).
Нижнее одеяние, соответствовавшее древнеримской тунике интериор, долгое время выполняло функции нижнего белья, пока верхнюю одежду не начали укорачивать и разрезать так, что сквозь нее проглядывала нижняя.
С давних пор характерные для этой одежды длинные и узкие рукава, подобно рукавам на мужской одежде, остались без изменения и почти не выходили из моды. (Рис. 9)
Изменения, произошедшие в верхней одежде до последней трети столетия, за исключением вышеупомянутого разреза и уменьшения длины, главным образом состояли в том, что одежда эта стала уже, а ворог или глубже, пли поднимался кверху. В последнем случае его обычно обшивали стоячим воротником.
Помимо разных сортов тонкого сукна, доставляемого в основном из Флоренции (этим занимались в середине XIV в. не менее 30 тысяч рабочих), увеличился спрос и на гладкие и узорчатые шелковые ткани, изготовлявшиеся в Палермо, Луке и Венеции, притом самых дорогих цветов — особенно пурпурно-фиолетового и ярко-красного. Популярны были также льняные ткани, производившиеся в Италии.
Из сказанного видно, что около конца столетия костюм знатной молодежи, преимущественно в Ломбардии, состоял из шелкового или суконного нижнего цветного платья с узкими рукавами: верхнее платье, открытое или плотно застегнутое, сшитое из шерстяной, шелковой или бархатной материи, пестрой или узорчатой, с широкими и длинными, но чаще короткими рукавами, было непременно опушено мехом.
Наряд дополняли узкие панталоны, обтягивающие также и ступню, поверх которых надевались вторые, контрастного цвета, тоже довольно узкие, доходящие до колен, в большинстве случаев сшитые из шерстяной материи, нередко вышитые шелком, серебром и бисером. Башмаки или короткие сапоги отделывались пуговицами и имели заостренные носки.
Плащ, застегнутый спереди или сбоку, доставал до пят и был подбит или опушен мехом. Капюшон с длинной заостренной верхушкой иногда заменяла шапка с вытянутыми вперед полями, украшенная кокардой.
Из украшений были цепочка из позолоченного серебра, жемчуг, кораллы и кольца. Волосы были умеренно длинными, борода бритой, а бакенбарды округленными.
В то же время появилась мода на двуцветную одежду («ми-парти»), особенно в таких городах, как Флоренция, Болонья, Милан, Генуя и т.д. Она распространилась преимущественно в кругу знатной молодежи.
В женском костюме отклонение от древнеримских фасонов было заметно прежде всего по верхней одежде. У мужчин прообразом такой одежды была туника, а у женщин — волочащаяся стола, начавшая изменяться довольно рано, при этом не потеряв своей первоначальной формы. Эта одежда осталась в употреблении даже тогда, когда появилась новая мода, но ее, как и мужскую тунику, стали кроить так, чтобы она плотнее прилегала к телу и теснее обхватывала шею. Рукава ее, согласно древнему обычаю, были довольно короткие и умеренно широкие.
В таком виде, часто неподпоясанной, эту одежду носили до конца следующего столетия (рис. 7).
Нижнее одеяние, соответствовавшее древнеримской тунике интериор, долгое время выполняло функции нижнего белья, пока верхнюю одежду не начали укорачивать и разрезать так, что сквозь нее проглядывала нижняя.
С давних пор характерные для этой одежды длинные и узкие рукава, подобно рукавам на мужской одежде, остались без изменения и почти не выходили из моды. (Рис. 9)
Изменения, произошедшие в верхней одежде до последней трети столетия, за исключением вышеупомянутого разреза и уменьшения длины, главным образом состояли в том, что одежда эта стала уже, а ворог или глубже, пли поднимался кверху. В последнем случае его обычно обшивали стоячим воротником.